Оглавление / Опыт выставочной деятельности иностранных фирм
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ.
Всякий бизнес предполагает конкуренцию. Прежде всего - добросовестную.
Но так же всякий бизнес предполагает некие правила игры - прописанные законодательно и не прописанные. А это подразумевает стратегические и тактические альянсы одних субъектов рынка против других. Причем по разным признакам и основаниям.
На первый сторонний взгляд, развернувшаяся сейчас дискуссия вокруг активизации иностранных выставочных операторов - из этой области. Действительно, какая разница для экспонента, ведомства или посетителя кто числится организатором выставки: Пупкин или Джонс? Лишь бы все было грамотно и добротно сделано.
И в этой точке зрения есть своя правда.
Несмотря на высокую социальную и экономическую значимость, отечественный, особенно столичный, выставочный бизнес - один из наиболее грязных по применяемым технологиям конкурентной борьбы и плотный по наличию недобросовестных или непрофессиональных участников. Откровенный перехват тем, сканирование информационных и рекламных материалов, обман и пренебрежение интересами экспонентов и посетителей, не такие уж редкие случаи отмены выставок - это болезни и наших, отечественных операторов. Иногда этим грешат наиболее именитые участники ВЯД, чаще - новички из «подснежников», всевозможные «экспы-тратата», невесть откуда выползшие и ставшие за широкие спины помощников-советников власть имущих. Этот бурьян, в последнее время бурно разросшийся на наших выставочных полях, серьезно портит и компрометирует нашу отрасль. Вот на чем бы сконцентрировать внимание! Вот бы с чем побороться!
Второй аргумент в защиту иностранцев не менее серьезный. Главная задача и сущность выставочной деятельности - развитие отраслевых рынков. Таким образом мы, выставочники, вне зависимости от нашего желания - один из важнейших инструментов глобализации. И странно с этой точки зрения пенять иностранцам, что они лезут в наш огород. Лезут-то они не сами, а подталкиваемые своими экспонентами и общемировой экономической ситуацией. И разговоры о монолитности их выставочного пространства тоже явно опоздали: делают англичане выставки в Германии, а американцы в Китае - и ничего, как-то сосуществуют с местными организаторами. Может, сосредоточиться на формализации рынка, на разработке правил игры, на отслеживании и наказании нарушающих эти правила, вне зависимости от их национальной, государственной и ведомственной принадлежности?
Тем не менее, учитывая необходимость и требование времени сконцентрировать внимание и сосредоточиться на вышеперечисленных вопросах, причисляю себя к сторонникам жесткой линии по отношению к иностранным выставочным операторам, особенно новоявленным.
Причины здесь две. Национальный выставочный бизнес только-только вышел из младенческого возраста. Перечисленные и многие другие проблемы - это типичные проблемы роста. Я думаю, со временем мы их преодолеем, тем более что выставки мы в принципе делать научились. Но у нас много не только субъективных, но и объективных препятствий. Прежде всего, материально-техническая база и пока относительно небольшой объем выставочной деятельности. При определенных усилиях наша отрасль, безусловно стратегическая с точки зрения экономического развития и реализации национальной промышленной политики, вдруг может оказаться в руках иностранцев. Этого не должны допустить мы, выставочники. Этого не может допустить государство.
Вторая причина обусловлена различиями в ментальности руководителей наших и иностранных выставочных компаний. Мы, руководители постсоветского типа, привыкли развивать свой бизнес в условиях, мягко говоря, дефицита законодательства, норм и правил. Со стороны, особенно если смотреть на эту ситуацию под определенным углом, наша жизнь может показаться сплошным беспределом: неустойчивая экономика, безответственное чиновничество, отсутствие собственных бизнес-традиций. Видя эту внешнюю сторону нашей бесхитростной жизни, они, наши простоватые иностранные коллеги (если быть корректным, то, конечно же, малая их часть), начинают вести себя неадекватно. Это отражается на их отчетах и статистике (считается, что наши участники съедят любую, самую невообразимую цифру); на чрезвычайно агрессивной и неуважительной к конкурентам рекламной и PR-политике. Ну, скажите, пожалуйста, кто из наших выставочных операторов, даже с учетом «подснежников», будет объявлять выставку, несколько месяцев «держа в секрете» место ее проведения?
Почему у нас есть грань, которую наши иностранные коллеги время от времени переходят? Ответ очевиден. За формой скрывается содержание. От беспредела нас удерживают и патриотизм, и понимание экономики, и огромное количество связей дружеских, семейных, профессиональных, которые не позволяют нам уж очень сильно гадить в том месте, где мы живем.
Исходя из всех этих чувств, добавив к ним стремление развивать и укреплять наш бизнес, мы просто обязаны навести порядок в нашем выставочном доме. Мы обязаны удерживать наших коллег, отечественных и иностранных, от неблаговидных поступков. Мы обязаны в случае необходимости поправлять наших партнеров и руководителей из госструктур. Мы обязаны оправдывать оказываемое нам высокое доверие предприятий и организаций-участников наших выставок.
Игорь Филоненко
"Удача Экспо", - №9 сентябрь 2003